16-01-2024
Ветеран железнодорожной отрасли, Почетный железнодорожник Даулетбай Есимбеков собрал по крупицам малоизвестные исторические факты о строительстве железнодорожного участка Мойынты – Шу, в котором принимал участие его отец Дасере Есимбеков. В отдельном издании представлены редкие материалы, посвящённые строительству железнодорожной линии: копии раритетных исторических документов, схем линии и фотографий.
Строительство участка началось в 1947 году в тяжелые послевоенные годы и завершилось в 1953 году. Дорога протяженностью 438 км шла по безводной территории Сары-Арки и Мойынкума. Строители всенародной стройки продемонстрировали сплоченность и самоотверженный труд на благо родной страны.
Стальная магистраль имела огромное народно-хозяйственное значение для Казахстана. Она открыла путь карагандинскому углю и целинному хлебу в республики Центральной Азии, соединила север и юг страны.
Строительство железнодорожной линии одновременно стартовало со станции Мойынты Карагандинской железной дороги и со станции Шу Туркестано-Сибирской железной дороги. На стройке росла производительность труда. В 1953 году этот показатель достиг 130%. Развертывались социалистические соревнования за перевыполнение норм выработки, сокращения сроков по вводу в эксплуатацию объектов строительства, за досрочную сдачу линии в постоянную эксплуатацию. Трудовые подвиги ставили стахановцы, ударники и передовики производства.
Благодаря строительству в пустыне, которую прежде называли Голодной степью, выросли поселки. На станциях были построены вокзалы и пассажирские платформы, тепловозные депо, жилые дома, объекты культурного быта и коммунального назначения, общественного питания, торговли и здравоохранения, детские сады и интернаты для детей железнодорожников. Было введено в эксплуатацию 22,5 тыс. кв.м. жилой площади. Малоэтажные помещения и жилые дома для железнодорожников строились поточно-скоростными методами.
Линию Шу - Мойынты строил фактически весь Казахстан, она превратилась в подлинно народную стройку, где действовала особая поощрительная система труда – сдельно-прогрессивная и аккордно-премиальная. Кадры набирались в основном из местного населения. Земляное полотно насыпалось тысячами колхозниками, командированными со всей республики. В летние месяцы число занятых на строительстве доходило до 15 тыс. человек.
Открыл движение по новой линии тяжеловесный поезд, груженный углем, добытым сверх плана передовыми карагандинскими шахтами. Ему навстречу с юга шел другой состав с цистернами для горючего, полувагонами под уголь, крытыми вагонами с товарами народного потребления и фруктами. Так началось регулярное движение поездов.
В прошлом году по инициативе Центрального Совета ветеранов и ветеранов Жамбылского отделения КТЖ на станциях, через которые проходила дорога, были установлены мемориальные доски. И в честь завершения строительства железной дороги Мойынты – Шу вычеканена юбилейная медаль.
Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»