Қазақстан темiр жолы

Новости

Морской порт Актау определил концептуальные направления развития




26-12-2023

В данный момент порт Актау способен переработать до 70 тыс. двадцатифутовых контейнеров (ДФЭ) в год. Это позволяет удовлетворять потребности экспортеров, импортеров и обслуживать транзитный грузопоток. Ожидается, что после обновления парка перегрузочной техники в 2025 году этот показатель вырастет до 100 тыс. ДФЭ в год. 

Развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), коридора «Север-Юг» и других направлений может увеличить в среднесрочной перспективе объемы перевозок через порт Актау в пять раз.
Согласно предварительной оценке будущих объемов, проведенной Европейским Банком Реконструкции и Развития, при условии развития транспортных и логистических мощностей, прирост объемов по Каспийскому узлу в период с 2030 до 2035 гг. составит не менее 1 млн. ДФЭ контейнеров в год.

Также по оценкам Всемирного Банка, для того чтобы повысить привлекательность коридора ТМТМ, необходимо сочетание большей эффективности благодаря более качественной координации, логистике и внедрению цифровых технологий, а также инвестиций в среднесрочной перспективе.

Выполнение этих мер позволит увеличить к 2030 году объем перевозок в три раза до 11 млн тонн. Наибольшая часть объемов транзитных грузов будет приходиться на торговлю между Европой и Казахстаном, а также между Европой и Китаем. При этом около 4 млн тонн будут обусловлены прогнозируемым спросом на контейнерные перевозки.

Интерес к участию в развитии логистических мощностей порта Актау уже сейчас проявляют крупные игроки на мировом рынке транспортной логистики, такие как китайские порты «Lianyungang Port», «Shandong Port Group», логистические платформы «Сухой порт Сианя» и г. Урумчи, «Ренус» (ФРГ), «Abu-Dhabi Ports» (ОАЭ), «PSA International» (Сингапур), «Albayrak Group» (Турция), а также компания «Khave» (Иран), рассматривая расширение географии своих перевалочных пунктов в рамках корпоративной сети маршрутов. 

Исходя из предварительного анализа текущего состояния, внешних факторов и возможностей, стратегических приоритетов и задач развития транспортно-логистического комплекса республики, морским портом Актау определены главные концептуальные направления развития:

1. Модернизация и реконструкция существующих портовых мощностей.
2. Поэтапное расширение портовой инфраструктуры за счет припортовых территорий.
3. Устранение диспропорций в развитии подъездных железнодорожных и автомобильных путей к морскому порту.

Реализация всех этапов модернизации и развития порта Актау позволит создать развитую инфраструктурную сеть off-dock терминалов (терминалы, находящиеся в тылу портовой зоны) под управлением отечественных и зарубежных инвесторов, и доведет пропускную способность морской гавани до 960 тыс. ДФЭ в год.

Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»