Представили КТЖ провели встречи с экспортёрами зерна северного региона
08-09-2023
В г. Кокшетау и Петропавловск состоялись совещания по организации перевозок зерна нового урожая. В мероприятии участвовали представители НПП «Атамекен», АО «Астық Транс», экспортеры зерновой продукции и трейдеры.
Северные области Казахстана (Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская) являются лидерами по производству зерна и продуктов перемола и крупнейшими экспортерами зерна в стране.
По данным КТЖ, с сентября 2022 по июнь 2023 года погрузка зерна выросла на 29% к уровню предыдущего сезона, экспорт - на 33%. Погрузка продуктов перемола увеличилась на 28%, экспорт - на 31%. Перевозка для казахстанцев выросла на 20%.
На совещании заместитель генерального директора ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» Нуржан Кельбуганов отметил, что доля экспорта зерна и продуктов перемола выросла до 82% и 76% соответственно. По сравнению с предыдущим сезоном увеличился экспорт зерна в Узбекистан на 31%, Таджикистан на 30%, Афганистан на 48%. В направлении МГСП Сарыагаш вырос экспорт зерна на 33%, продуктов перемола - на 20%. Благодаря совместной работе с Узбекской железнодорожной администрацией пропускная способность перехода увеличилась с 18 до 30 поездов в сутки.
В текущем сезоне перевозка зерна в КНР увеличилась в 4 раза и достигла 1,1 млн тонн. Китай готов принимать ежесуточно по 2 состава в зерновозах навалом и одному составу в крытых вагонах (тарированной в мешки), отправительскими маршрутами (от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в бондовой зоне станции Алашанькоу). При этом китайская сторона просит увеличить перевозку зерновых грузов в контейнерах через переход Алтынколь-Хоргос. Одним из эффективных способов транспортировки зерновых грузов остается маршрутизация перевозок. Планируется достигнуть уровень маршрутизации до 75 -80%.
На совещании говорилось о ввозе зерна из приграничных стран по схеме «скрытого (серого)» транзита. В последние годы импорт зерна только железнодорожным транспортом вырос до 1,5 млн тонн в год, из-за чего отечественный рынок терпит убытки.
Зернопогрузочным предприятиям рекомендовано работать в выходные и праздничные дни, а грузоотправителям осуществлять равномерное планирование и отгрузки в течение месяца. Отмечалось, что экспортерам необходимо развивать погрузочные мощности и модернизировать подъездные пути – это позволит нарастить объемы отгрузки зерна. Существенная часть подъездных путей построена еще в советский период и не ремонтировалась с прошлого века. Кроме того, ряд элеваторов не имеет собственных локомотивов и вагонных весов.
В Казахстане порядка 19 тыс. вагонов, из них 32% от общего парка или более 6 тыс. вагонов в парке АО «Казтемiртранс» (КТТ). Существующий парк может обеспечить перевозку всего урожая как во внутриреспубликанском, так и экспортом направлении.
Надо отметить, что аренда вагонов КТТ
- ниже рыночной, поэтому подвижной состав пользуется у грузоотправителей большим спросом. Аналогичная ситуация и по зерновозам АО «Астық Транс», ставка по которым на 50% ниже, чем у других собственников. Также для перевозки продуктов перемола активно привлекается парк вагонов железнодорожных администраций соседних стран. При этом фиксируются случаи, когда вагоны приходят на станции и простаивают в бездействии, что значительно сокращает пропускные возможности станций. Такая ситуация образовалась на станции Костанай.
КТЖ поддерживает активные коммуникации со всеми заинтересованными сторонами для обеспечения эффективной перевозки зерна нового урожая.
Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»