Изменение климата представляет собой чрезвычайную глобальную проблему, требующую принятия мер по борьбе с изменением климата и его последствиями. Изменчивость и изменение климата могут оказать значительное влияние на состояние железнодорожного транспорта и инфраструктуры.
Природно-климатические риски
Изменения уровня осадков могут влиять на динамику стока рек, что могут вызвать негативные последствия для железных дорог, функционирования железнодорожных терминалов, портов. Такие явления способны причинять непосредственный ущерб, ликвидация которого потребует чрезвычайных мер. Это также может приводить к разрушению или ухудшению эксплуатационно-технического состояния дорог, железнодорожных путей, мостов, туннелей, дренажных систем, систем телекоммуникаций и управления движением, увеличивая потребность в ремонтно-профилактических работах. Следствием участившихся ливневых осадков и паводков являются рост количества аварий, вызванных погодными явлениями, задержки и сбои в функционировании транспортных сетей.
Ураганные ветры могут нанести ущерб портовым сооружениям (например, кранам и грузовым терминалам), осложнять работу железнодорожного транспорта.
Периоды аномальной жары также могут влиять на услуги и инфраструктуру транспорта (физическая прочность и долговечность инфраструктуры, способность к выполнению своих основных функций), вызывая стихийные пожары и неурожай, приводя к нехватке воды, осложняя хранение продуктов питания и создавая дополнительную нагрузку на энергетические сети. При этом возможны деформирование/ухудшение качества дорожных покрытий и перебои в движении транспорта, деформация железнодорожных путей и иссушение их земляного полотна, что грозит длительными задержками из-за ограничения скорости движения поездов.
Одним из существенных природно-климатических рисков является риск обмеления Каспийского моря. Основной причиной падения уровня озера считается потепление климата в Центрально-Азиатском регионе, а также в бассейне реки Волги - основного источника питания Каспия. По оценкам специалистов, среднегодовая температура воздуха в районе Каспия увеличилась на 1 градус в течение последних 20 лет. В связи с тем, что Каспийское море-озеро не имеет связи с другими морями и океанами, его уровень зависит в основном от атмосферных осадков, поступления воды с притоками и от величины испарения. Из-за увеличения температуры воздуха повышаются затраты воды на испарение, что в пересчете на такую гигантскую площадь выливается в значительные потери. На сегодняшний день Каспий имеет отрицательный водный баланс: с его поверхности испаряется больше влаги, чем приносят атмосферные осадки, Волга, Урал и другие притоки.
Потенциальное воздействие меняющегося климата и возможность быстрого восстановления с минимальными затратами учитываются при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации, а также в рамках более общих экономических стратегий и политики в области развития, затрагивающих данный сектор.
Экологический риск
Железнодорожный транспорт является наиболее экологически чистым видом транспорта. Экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются, в первую очередь, широким применением электрической тяги, которая исключает выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и снижает загрязнение почв тяжелыми металлами.
АО «НК «ҚТЖ» осуществляет на постоянной основе оценку экологических рисков, которая включает в себя: установление, какие аварийные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды, могут возникнуть вследствие проекта, оценка стоимости работ по полному устранению экологически значимых последствий, вызванных аварийной ситуацией каждого вида, определение вероятностей аварийных ситуаций каждого вида.
АО «НК «ҚТЖ» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РК об охране окружающей среды, Экологическим кодексом, Законом о железнодорожном транспорте и другими законами, нормативными актами и международными конвенциями. АО «НК «ҚТЖ» осуществляет мониторинг своих производственных процессов и вредных выбросов с помощью систем промышленного экологического контроля и управления. Эти средства контроля позволяют Компании принимать решения по управлению окружающей средой и формулировать экологическую политику, связанную с защитой окружающей среды, регулированием производственного процесса, минимизацией воздействия производственного процесса на окружающую среду, здоровье населения и повышением эффективности в отношении использования энергии и природных ресурсов.
В соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Компания проходит обязательный энергоаудит не реже одного раза в 5 лет, после чего разрабатываются меры по экономии и повышению энергоэффективности и содействию снижения ежегодных затрат на топливно-энергетические ресурсы. Компания ежегодно пересматривает свои экологические планы, чтобы минимизировать воздействие своей деятельности на окружающую среду и учитывать инициативы правительства, в том числе инициативы в области зеленой экономики. Текущая экологическая стратегия АО «НК «ҚТЖ» включает, среди прочего: оснащение источников выбросов очистным оборудованием, реконструкцию очистных сооружений и разработку нормативной и экологической политики и документации.
Ежегодно на мероприятия по охране окружающей среды выделяются средства, в том числе на заключение контрактов со сторонними специализированными организациями по удалению отходов и измерению загрязнения окружающей среды, разработку разрешительной документации, обучение соответствующего персонала, приобретение экологического страхования и проведение работ по благоустройству и развитию инфраструктуры.
Риск обмеления Каспийского моря
Риск снижения уровня Каспийского моря оказывает существенное воздействие на прибрежную экосистему в районе Актауского торгового морского порта и отражается на его деятельности.
Начиная с 1999 года уровень Каспийского моря имеет тенденцию к снижению. В период с 1999 по 2020 годы на акваторию Каспийского моря выпало мало осадков, а процессы испарения были более интенсивными. Также это связано с тем, что из реки Волги сократился приток воды (там были маловодные годы). Главная причина этой маловодности - потепление климата, охватившее всё северное полушарие.
Основные экологические проблемы, которые могут возникнуть вследствие снижения уровня воды в Каспийском море:
• сокращение площади водозаборного канала, как основного источника воды в Мангистауской области, и острая нехватка воды для жизнеобеспечения населения;
• обмеление поймы реки Жайык и сокращение нерестилищ и как следствие популяции осетровых рыб;
• обмеление теплого озера Караколь и сокращение краснокнижных птиц, прилетающих на зимовку, таких как лебеди, розовый фламинго, беркуты и т.д.;
• снижение уровня воды в акватории морских портов и вынужденные дноуглубительные работы с выемкой грунта, которые окажут существенное воздействие на прибрежную экосистему в районе морского порта.
Для снижения последствий риска обмеления Каспийского моря проводятся следующие меры:
• осмотр водолазами причалов и дна вдоль причалов на расстоянии 20 метров с подъемом посторонних предметов.
• подборные и очистные работы на локальных участках дна АО «НК «АМТП».
• очистка дна полосой 18 метров вдоль причалов порта Актау с подъемом посторонних предметов в соответствии с разработанным проектом производства работ.
• ежедневный контроль уровня моря посредством показания рейки.
В 2023 году были продолжены мероприятия по снижению риска, включая работы по дноуглублению акватории порта Актау. Планируется разработка проектно-сметной документации на дноуглубление акватории порта в 2024 году, а сроки реализации проекта ориентировочно до конца 2025 года. Этот проект включает в себя определение объемов выемки грунта, технологии выполнения работ, сметную стоимость строительства, оценку экологических выбросов и возмещение экологического ущерба.